Россия и мир. От межвоенного периода до распада СССР. 1815 – 1991
На входе в зал зритель видит всю экспозицию в целом.

Достаточно ясно читается и тема экспозиции, и принцип зонирования пространства.

Видимая в перспективе тотальная инсталляция — взгляд за горизонт времени, «воссозданное» прошлое, собственно, «музей», как его понимали в ту эпоху.

Прежде чем подойти к этой инсталляции, отделенной от остального пространства стеклом, надо проделать путь. Из настоящего в прошлое. Прежде зрителю необходимо зафиксировать это настоящее.

Означенное широкой белой полосой пространство — это зона, где актуализируется «здесь и сейчас» посетителя музея. Это пространство интересующего нас периода истории, каким мы видим его теперь. Переосмысляемое с точки зрения возможностей, даваемых новыми технологиями и новыми научными нарративами.

Приглушенное освещение. Над головами зрителей — линия подсвеченных изнутри лайтбоксов.

Как отправная точка движения зрителя — круглый мультимедийный стол. Образное решение и контент погружают в эпоху. Интерактивно.

От мультимедийного стола — широкая белая полоса на полу. В конце зала она как бы смыкается с линией лайтбоксов, переходя в плоскость киноэкрана. Там уже не нарратив, а короткий увлекательный, перемежающий документы и анимацию, рассказ об эпохе.

Теперь можно заглянуть и за горизонт времени.

За стекло.

История проявляется фрагментами, за стеклом пространство состоит из предметов и документов, плакатов и газет, значков и медалей, фрагментов обмундирования. Здесь и личные вещи людей, сыгравших важную роль в той истории.

Пространство дробится на понятные и внятные эпизоды. Каждый эпизод — это куб, вобравший воздух эпохи и ставший витриной или постаментом для вещи или документа.

Внутри тесно, но взгляду открывается короткая перспектива. Документы, портреты, вещи как бы вырастают друг из друга.

Непрерывность линии истории символизирует сквозная, вдоль всего повествования, цепь соединенных между собой рам, где-то пустых, где-то нагруженных контентом, где-то несущих инфографику.

Здесь для зрителя открытие в том, что видимое за стеклом — еще не все. «Традиционная музейность» и в этой части экспозиции дает возможность интерактивного действия, самостоятельного поиска. Стеклянные стеллажи готовы открывать новые материалы. Помещенные туда предметы можно найти, только проявив усилие и любопытство. И здесь их можно разглядеть в любом ракурсе.

В этом мире вещей прошлого — два стилизованных мультимедийных носителя, нагруженных наиболее важным контентом каждого раздела. Контент их вписан в «предметы эпохи». Для первой темы — в раму картины; для второй — в панель «бегущей строки». Они посвящены двум организациям, декларирующим единое консенсусное мировое устройство — Лиге наций и Организации объединенных наций.

Движение посетителя экспозиции замыкается. По пути к выходу он возвращается к мультимедийному столу, чтобы повторить пройденное, углубиться в детали, расширить контекст восприятия увиденного и узнанного.
Made on
Tilda