Русская охота в XVIII–XIX веках. Забава и промысел
Выставка, как ясно из ее названия, повествует не только о знаменитой Царской охоте, но и охоте народной, промысловой, той, что являлась способом выжить и прокормиться простым людям. И одна, и другая — были бесконечно разнообразны — цели и средства варьировались в зависимости от места и времени года, моды и нравов эпохи, традиций, степени технической оснащенности.

Для «Своей школы» ключевым оказалось то, что «забава» и «промысел», служили связующей нитью между человеком и природой, временем, когда — на деле, или иллюзорно, но человек оказывался один на один с миром диких животных.

Если экспонаты посвящают посетителя выставки в сюжет человеческий, культурный, то — решили мы — необходимо погрузить его и в мир природы. Но природы не абстрактной, а именно той, с которой взаимодействовали охотники.

Мы провели исследование в области визуального и звукового мира охоты XVIII—XIX вв.еков, вычленили наиболее характерные из тех элементов, что попадались на глаза и были на слуху у охотников — любителей и профессионалов. Они и стали основой пространственного и саунд-дизайна «Русской охоты».

Визуальная составляющая экспозиционной среды — лаконична и тотальна. Толстые канаты из сурового, фактурного материала натянуты вдоль стен и потолка. Они образуют не просто эфемерный каркас, а служат материальным остовом выставки — именно эта, протянувшаяся на все семь залов большой анфилады инсталляция является носителем как этикетажа, так и технической оснастки выставки — датчиков, миниатюрных динамиков и плееров.

А уже из этих динамиков — спонтанно, в соответствии с темой зала, — рассветное пение птиц, шум крыльев вальдшнепа «на тяге» в сумеречные часы, осенние крики ястреба, лай собак, хруст снега под лыжами, плещущая о борт лодки, с которой закинуты сети, вода…

Другой ряд — синтетический. Здесь визуальный и аудио- компоненты связаны как бы в один канал. В каждом зале — баннеры с изображением художественной гравировки дорогих ружей и фрагменты нотных записей сигналов охотничьего рога. И здесь же — из динамиков, звучат они же, эти сигналы, уже в звуковом формате.

Еще один аудио-лейтмотив выставки — возможность «почувствовать себя на привале», в компании товарищей по увлечению — неожиданно возникающие среди экспозиционных залов «пенечки», на которые можно присесть, чтобы послушать охотничьи байки — быль о чудесных событиях, произошедших на царских охотах.

В витринах очень много оружия. Но одно ружье конечно же — мы повесили при входе, на стене, чтобы не было сомнения — выстрел обязательно раздастся. Мы же на охоте — во всех временах и во всех ее видах — от Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II, до Егерской слободы в Гатчине и Николая II, от псовой охоты до соколиной, от дворянской и мещанской, до профессиональной — по всей Российской империи.

И на неведомых дорожках повсюду — следы. Только в наше время «неведомых» зверей не бывает — сканировал QR-код — и тут же увидел зверя, который этот след оставил.

Made on
Tilda